Проблема получения образования инвалидом

Проблема получения образования инвалидомРазвитию инклюзивного образования – равного доступа к  знаниям как для обычных детей, так и для их сверстников с инвалидностью до последнего времени уделялось большое внимание. Во многих школах и вузах нашей страны начали создавать безбарьерную среду – устанавливать пандусы и подъёмники, оснащать классы поручнями и указателями для незрячих.  Эта тенденция успешно вписывается в программу модернизации и развития образования, на которую выделяются большие средства из бюджета страны.

 И вдруг я узнаю, что от такой модели образования всё чаще отказываются. Более того, ломается уже сложившийся процесс получения образования детьми-инвалидами. Так, в этом году было принято решение о перепрофилировании первого Московского интерната для слепых и слабовидящих под потребности обучения детей с нарушениями психического развития. Не подумайте, что я против обучения таких детей и их более полную адаптацию в обществе. В российской Конституции закреплено право для всех граждан на бесплатное полное общее образование. Удивляют меня методы, которыми осуществляется это благое дело, а именно, отбор и переустройство здания, которое долгое время использовалось для обучения слепых и слабовидящих и передача его другим детям, безусловно нуждающимся в образовательном центре. Необходимо оговориться, что такой интернат для слепых и слабовидящих на всю Москву один. Территорию этого интерната уже давно необходимо было расширять. В нём обучались ребята не только из Москвы, но и из других регионов: Дагестана, Брянска, Московской области. Его старое здание и так уже не справлялось со своими функциями. Были планы строительства нового корпуса для нужд этого учебного заведения. Я закончил его в 2006 году, и тогда о них много говорилось. На расширение площадей возлагались большие надежды.

И вот возникла такая ситуация с этим учебным заведением. Ко мне обратились с просьбой о поддержке обращения к Правительству. Целью данного документа была отмена передачи этого здания. Эту акцию осуществляло известное правозащитное общество инвалидов «Перспектива». Репортаж об этой ситуации был также показан по одному из федеральных телеканалов.

Незрячих и слабовидящих школьников, по-видимому, собираются полностью перевести на дистанционное обучение. Но при такой форме обучения скорее всего не удастся обеспечить равный доступ ко всем необходимым для такого образования условиям. Ведь необходимо делать оговорки на физические недостатки учащихся и на материальные возможности их родственников.

Небольшое число семей, безусловно, смогут организовать своему ребёнку полноценное дистанционное обучение: вызывать репетиторов, обеспечить учебное место, оборудованное компьютером с доступом в интернет и всеми материалами, необходимыми для получения полноценного образования. Но таких семей в нашей стране меньшинство. Большинство же семей не в состоянии сейчас самостоятельно обеспечить всех этих условий. Такие семьи рассчитывают на помощь государства. А государство, по-видимому, не очень-то стремится к обеспечению этой возможности.

Но ведь в условиях интерната инвалиды лучше социализируются. Они учатся ориентироваться в пространстве, приобретают опыт общения между собой и преподавателями и имеют возможность приобрести полезные в повседневной жизни знания и навыки. Возникает справедливый вопрос: неужели невозможно выделить землю и построить новое здание в Москве, чтобы не ущемлять интересы незрячих детей?

Но самое странное и необъяснимое заключается в том, что московский случай – не единичный. К примеру, подобная ситуация складывается со школой-интернатом в Чите. Там его просто не хотят открывать после реконструкции. А площади сдают в аренду фирмам никак не связанным с «Всероссийским обществом слепых» и вообще с организациями инвалидов.

Михаил Тараканов

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001732334844 Марина Жужкова

    ОТЛИЧНЫЕ ФОТОГРАФИИ! ПРОСТО ОТЛИЧНЫЕ!

    • Нефагина Ольга

      Спасибо, Марина!)

    • Нефагина Ольга

      Спасибо, Марина!