Сэм Доусон, 40-летний мужчина с уровнем интеллекта 7-летнего ребёнка, работающий официантом. Ему трудно было бы выжить с такими данными, если бы не дочь, плод случайной связи. Люси выросла вполне нормальным человеком и могла бы заботиться о своём отце, но местная социальная служба забрала её у отца. Сэм хочет вернуть свою дочь. Для ведения этого дела он нанимает адвоката Риту Харрисон. По мере работы над этим делом Рита сама получает несколько уроков о том, что значит быть родителем… Кинопоиск.
Я посмотрела фильм несколько раз и поняла, что он не только о равнодушии и жестокости этого мира по отношении к слабому созданию, но и о любви. А это главное. Нам её катастрофически не хватает, мы задыхаемся без любви.
Всем нужна любовь и в первую очередь родительская. Как много людей страдает после всю жизнь из-за её отсутствия. Потом же удивляемся, откуда берутся умные и богатые, но наедине с собой такие несчастные адвокаты, экономисты, профессора… Просто люди. Да из детства же.
В фильме наблюдала за знающую себе цену женщиной-адвокатом, которая никогда никому не проигрывала с одной стороны, и человеком, страдающим задержкой психического развития с другой. Сэм любящий и любимый отец, Риту же ненавидит собственный сын, смотрит на неё со злобой. Их жизнь дана на противопоставлении. Рита и Сэм, Сэм и Рита.
Детям не хватает, прежде всего, внимания родителей, у которых всегда находятся взрослые дела. Им не нужно ни дорогих игрушек, ни красивой одежды, ни денег, ни престижного положения родителей, нужно, чтобы папа и мама всегда были рядом. Именно такие отношения не удалось построить Рите с сыном.
Сэм – самый правильный папа на свете, с точки зрения его дочери – Люси. С ним можно сколько угодно смотреть вместе телевизор, поедая при этом пиццу, играть в футбол, биться на подушках. Какой ещё отец залезет на дерево или будет кататься с дочерью на качелях, по-детски отвечая на её детские вопросы: «папа, почему мужчины лысые?» – «когда нет волос, больше места для лица». Сэм чувствует, что нужно ребёнку, потому что он сам ребёнок и ему легче найти подход к дочери.
Люси понимает и принимает Сэма, таким как он есть. Девочка – тонко чувствующий и добрый человечек. Невозможно забыть эпизод, как отец с дочерью вдвоём читают книжку. Сэм заскучал, и она обнаружила, что её отец не умеет читать. И вдруг заявляет: «Мне не нравится эта книга. Давай почитаем «Зеленые яйца и ветчина», – которую он знает наизусть. Люси стала такой, как она есть, только благодаря тому, что Сэм давал ей свою любовь.
Идиллия этой маленькой семьи заканчивается, когда Люси исполняется семь. Проблема в том, что дочь растет, а Сэм умнее не становится. И большой взрослый мир, в образе судей ополчается на отца и дочь. В головах умненьких благоразумненьких служителей Фемиды не укладывается, как недалекий человек с интеллектом семилетнего ребёнка может воспитывать дочь. Они не понимают, что детская «память о родителях не имеет ничего общего с таблицей умножения или знанием столиц государств».
Ещё я увидела, как меняются личные отношения Сэма с Ритой. Они проходят несколько стадий. Откровенное презрение вначале переходит в снисходительность, после – в участие и, наконец, наступает открытая дружба, стремящаяся, как мне показалось перерасти в нечто большее – в любовь.
Для Риты необходима была эта встреча с Сэмом, перевернувшая её четкую спланированную жизнь. Эта встреча показала её несовершенство, как матери, как женщины, заставила разобраться со своей потерянной жизнью. Снова обрести её и вместе с ней самое дорогое – любовь сына. Она учится этому у Сэма, человека с развитием семилетнего ребёнка.
Фильм «Я — Сэм» вышел на большие экраны в 2001 году и мгновенно завоевал сердца людей. Впоследствии эта картина была номинирована на Оскар за лучшую мужскую роль. Картина Джеси Нельсона построена на поразительной игре Шона Пенна, он смог точно подметить малейшие нюансы в поведении человека, больного олигофренией. Не каждому актеру такое под силу.
Мишель Пфайффер также блеснула в этом фильме. В конце фильма Рита под влиянием Сэма преображается из дерганной и суетливой адвокатессы в настоящую маму, которой так не хватало её сынишке.
Дакота Фаннинг, исполнительница роли Люси ни в чем не уступила звездному составу фильма. Она так смело и органично вошла в картину, что Станиславский наверняка бы крикнул: «верю» и зааплодировал.
Хочется также сказать о музыкальном ряде картины. Музыка Битлз сопровождает напряженные и радостные минуты, моменты горя и счастья. Смотришь и убеждаешься, насколько продуман и насыщен каждый кадр фильма.
Всем нужна любовь. И неважно кто ты: самонадеянный миллионер, к ногам которого кинут весь мир или погибающий от рака опустившийся бомж, всем и всегда в жизни необходима любовь. Нет, ему важна и реакция суда, но только потому что их могут разлучить.
Я проплакала весь фильм.
И Сэм в отличии от Риты не надуманный .., он настоящий.
И эта адвокат умная, тонко чувствующая и разбирающаяся во всевозможных жизненных ситуациях и мало кому дающая себя обставить, в общем идеальная и не знающая что0такое, когда тебя обижают не нашла подход к своему собственному сыну Такие, как я тоже чувствуют себя лишними в этой жизни.
Формирование ребёнка происходит до семи лет. Сэму перепало огромное счастье, он впервые за всю свою нескладную жизнь за кого-то ответственен. Ему нравится это чувство, и он не хочет потерять его.
На гениальный фильм, шедевр рецензию писать легко и сложно одновременно. Легко потому что все можно найти в фильме, а сложно по этой же причине. Сложно и из-за ответственности.
Это фильм о любви и нашей ответственности, об этом мы частенько забываем. Перед знакомым, прохожим, соседом…. Сэму повезло, у него есть Люси.
Это я знаю точно
Закончить не хочется словами недалекого Сэма на суде: «Что делает человека хорошим родителем. Это твердость, терпение, умение слушать и это любовь. Мне часто не хватает терпения и я забываю, что Люси ребенок, я не идеальный отец, но мы любим друг друга». И это главное.
И если девочку отнимут у отца, она лишится чего-то основного, и потом всю жизнь будет пытаться заполнить эту пустоту. Хотя она и сильный и знающий адвокат, но разве это делает её сына счастливее и он, как Люси начинает беззаботно смеяться?