Я хочу познакомить читателей с одним из видов графической работы. Она называется техника Граттаж (в переводе с французского «скрести, царапать»). Выполнив работу в такой технике, вы получите всего один экземпляр — подлинник. Граттаж несколько напоминает гравюру, так как тоже создается линией разного направления, плавности, длины, полученной за счет углубления, процарапывания поверхности.
Для этой работы вам понадобятся кусочек стеариновой свечи, черная гуашь и тушь, акварель и какой-нибудь острый предмет для процарапывания, например, толстая игла или шило. Удобней всего наносить линии рисунка острым носиком пустой гелиевой ручки. Будьте аккуратны: перед тем как начать эту работу, застелите весь стол газетой или плотной бумагой.
Прежде всего надо сделать рисунок красками, удобней всего акварелью. Он может быть любым: пейзаж, натюрморт, фигуры людей, изображение сказочных птиц и животных. И что-то в акварели, созданной вами, должно быть ясным, «светящимся». Быть может, глаза или яркое горящее оперение птицы, или расплывчатый волшебный свет фонарей. Можно раскидать по листу цветовые пятна, как душа захочет. Или можно взять просто цветной лист бумаги, если он недостаточно плотный, аккуратно приклеить его на картон. В крайнем случае, можно использовать обыкновенный белый лист бумаги. Но тогда гравюра у вас получится черно-белая.
Допустим, рисунок готов. Пусть он хорошенько высохнет перед тем, как вы продолжите с ним работу. Я для техники Граттаж беру красочные старые, использованные открытки. Бумага у них довольно плотная, краски яркие, иногда на них есть позолота и блестки, все это очень украшает окончательную графическую работу.
Подобранный для гравюры рисунок тщательно натираем кусочком белой свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. Это очень важно, потому что там, где не окажется стеарина, работа будет испорчена. Теперь смешайте в небольшой посуде 5 частей черной гуаши и 2 части черной туши. Почему так? Если покрыть рисунок одной гуашью, она будет сыпаться под резцом и пачкать руки. Тушь придает пластичность поверхности, глянец и не пачкается.
Приготовленной черной краской широкой кистью покрываете навощенный рисунок полностью. Обычно первый раз возникает опасение: как же так, все замазать? Но не бойтесь: слой стеарина предохранит ваш рисунок от черной краски.
Советую вам в некоторых особенно важных местах, например, глаза, бусы, сердцевина цветка, оставить крохотные не закрашенные точки. Это облегчит работу в дальнейшем: вы будите видеть центры элементов изображения. Впрочем, черная смесь ложится на рисунок не слишком плотным слоем (иногда его надо перекрыть и второй раз), и вы все же сможете определить очертания рисунка. Я же делаю пометки карандашом с обратной стороны листка. После покрытия, дайте работе хорошо просохнуть.
Советую вам в некоторых особенно важных местах (например, глаза, бусы, сердцевина цветка) оставить крохотные незакрашенные точки. Это облегчит работу в дальнейшем: вы будете видеть центры элементов изображения. Впрочем, черная смесь ложится на рисунок не слишком плотным слоем (иногда его надо перекрыть и второй раз), и вы все же сможете определить очертания рисунка. Я же делаю пометки карандашом с обратной стороны листка. После покрытия дайте работе хорошо просохнуть.
И вот наступает, пожалуй, самое интересное: вооружившись палочкой (иглой, шилом и т.д.), начинайте процарапывать задуманный рисунок. Хорошо, когда линии соответствуют форме каждого отдельного элемента. Например, тонкие нити пера идут параллельно, но в двух разных направлениях от центральной средней линии — остова. Бусы могут иметь форму шарика, следовательно, царапинки лучше делать округлыми штрихами. Свет фонаря – центрическими кругами, а может быть, и идущими от центра линиями. Сколько в такой работе может быть выдумки!
Если, например, не делать предварительного рисунка, а закрасить лист сочетаниями выбранных по желанию тонов, предположим, постепенно переходящих один в другой – голубой, синий, фиолетовый, то линии рисунка будут полностью зависеть от вашей фантазии. Но все-таки будет лучше, если вы заранее определитесь, какой рисунок станете процарапывать.
Даже если вы используете белый листок бумаги, получая линейное черно-белое изображение, будет очень красиво! Вспомните, как иногда зимою, выйдя на порог дома, вы как будто делаете шаг в сказку: от пушистого инея силуэты деревьев за ночь стали белоснежными. Нежным белым рисунком прочерчиваются их ветви на фоне неба! Можно сочетать цветное и белое изображения: представьте себе заснеженную Арктику с каскадом северного сияния!
Такого рода работу можно делать большого, а можно и маленького, как открытка, размера. Наклеенная на паспарту, она послужит отличным подарком.