Почему мы взрослые инвалиды никому не нужны? Хотя конечно я утрирую. Каждый человек кому-нибудь нужен: папе, маме, тете Клаве из Житомира.
Но я сейчас буду говорить про социальный статус. Он пресловутый, но его никто не отменял. Так вот по социальному статусу мы приравнены к деклассированным элементам. Это позиция нашего государства. Что это значит на практике? Почему у детей-инвалидов другой социальный статус?
Все дело в системах социального устройства нашего государства. Их много. Есть система министерства внутренних дел, например. Стал частью этой системы покатился по отлаженным рельсам: зарплата, соцпакет, льготы, премии, решение жилищных и материальных проблем. Может не все гладко, но человек встроившийсь в социум дает ему свои услуги, а социум в ответ — материальные блага. Обоюдовыгодная сделка
Или вот например, родился ребенок-инвалид. Какие рельсы ждут его? Изначально у нас предусмотрена дошкольная система образования ребенка. Но тут 50 на 50. ребенок-инвалид может (в зависимости от тяжести заболевания) посещать детский сад, а может и не посещать. Тут показатель не критичный, потому что и здоровые дети часто не посещают детский сад: во-первых, может элементарно не быть мест, во-вторых, как это бывает «день ходит, три болеет».
Потом наступает период когда ребенок-инвалид идет в первый класс. И тут у нашего государства есть рельсы, которые называются «Закон о всеобщем среднем образовании». Изобретение, кстати, досталось нам от Советского союза. И тут как ни крути: инвалид не инвалид, а будь добро милое государство — учи. И учит. На дому или в редких случаях инклюзивно. Но ребенок-инвалид не выброшен из социума, он общается хотя бы с учителями. Плюс тот же Советский союз оставил нам довольно обширную сеть лечебных учреждений именно для детей-инвалидов и путевку туда выбить можно. И с помощью лечебных учреждений ребенок-инвалид обретает социальные связи: друзей-сверстников.
Но вот ребенку-инвалиду исполнилось восемнадцать. Аттестат о среднем образовании получен, что дальше? Есть ли у нашего государства рельсы для встраивания взрослого-инвалида в социум? Нет. Они не были нужны Советскому Союзу и наследства не осталось, не осталось системы дальнейшей социальной интеграции, получения профессии, обретения работы.
Складывается ощущение, что инвалид не может освоить достойную профессию. И вроде нашему государству нужны не только асфальтоукладчики и водители большегрузных фур. Что-то мне подсказывает, что государству также нужны учителя, психологи и программисты. Но то что последние профессии может освоить инвалид наше государство не может представить себе и в страшном сне. Нет, — просыпается оно все в поту от кошмарной картины, — нет, только в швеи-мотористки или собирать шариковые ручки!
Конечно, продвинутая общественность сейчас возмутиться. Ведь у нас же есть аж целых восемь вузов для инвалидов! Ага. А инвалидов нуждающихся в профессиональном образовании около четырех миллионов. У меня с математикой плохо, но что-то мне подсказывает, что вузов архимало.
Про обретение работы современное государство рассуждает особенно забавно, возьми на работу инвалида, а то мы тебе штраф, если не возьмешь; или пряник — налоговые льготы, если возьмешь. То есть принять на работу инвалида как самостоятельную профессиональную единицу — это ужас, ужас. Только в нагрузку как просроченный товар.
А что делать тем кто вот жил себе до 35 лет, жил, а потом бдыщ и он уже не человек, а спинальник или шейник. А профессия у него была промышленный альпинист. А теперь у него пятнадцать тысяч пенсии, на которую можно только пить.
Нет, я знаю случаи, когда люди идут во фриланс и делают себе карьеру. Когда колясочники открывают малые предприятия и создают рабочие места. Но на фоне всеобщей картины это редкие цветы на поле из сорной травы.
Вы спросите почему я пишу эту очевидную статью? Что-то мне подсказывает, что в обществе правила игры и рельсы должны быть одни для всех. И никто не должен играть в «солдата Джейн», чтобы получить доступ к базовым потребностям человека: образованию, работе и поездке к морю.