НАТЮРМОРТ (франц. nature morte — «мертвая натура») — жанр изобразительного искусства, чаще всего живописи, в котором изображаются предметы неодушевленной природы соединенные художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию.
Фотография, позаимствовавшая у живописи практически все жанры, не сделала исключения и для натюрморта. Как показывает история фотографии, именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась. Среди ранних гелиографических опытов Нисефора Ньепса был натюрморт, состоявший из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе.
Классический натюрморт должен включать в себя не менее трех предметов. Приметы должны иметь какой-то общий характер. Например, яблоко-нож-тарелка, или кувшин молока-хлеб-кружка. Очень интересный эффект создают логически несовместимые предметы, особенно когда они попадают в объектив спонтанно.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков).