В современном мире существуют различные виды получения среднего образования. Давайте разберемся, какая альтернатива есть для детей-инвалидов кроме обучения на дому.
В наше время сложно найти человека, который не слышал о такой программе как Skype. И наверняка, многие знают, что благодаря данной программе можно дистанционно получить образование. Школы во многих регионах России решили взять на вооружение данный метод обучения для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Для реализации обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.). На первый взгляд кажется, что дистанционное образование затратно для государства. Но на самом деле это не так. Стоит снабдить ученика необходимой техникой, и с каждым занятием затраты начинают окупаться. Есть разница – платить учителю за посещения и занятия с каждым учеником или провести урок одновременно со всеми учениками?
Все это хорошо ребенку – в процессе обучения он находится в удобной, знакомой обстановке – у себя дома. И учителю удобно – не нужно мотаться по городу от одного ученика к другому, особенно в непогоду.
Давайте разберемся, во благо ли такое образование?
Дома ребенок не получит качественное образование. Самое печальное то, что дистанционное образование ведет к трудностям социальной адаптации и интеграции в общество. Он не знает и не умеет общаться со сверстниками. Самостоятельность убивается на корню. Зачем ребенку делать что-то самостоятельно, если есть рядом мама, готовая во всем и всегда помочь? Ребенок, находящийся под чрезмерной родительской опекой, начинает относиться к обществу потребительски. Все заслуги расцениваются как сами собой разумеющиеся, что в свою очередь провоцирует пассивность ко всему.
Какие еще бывают виды обучения с ОВЗ?
Инклюзивное обучение — это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и здоровых детей.
Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или в обычном классе. У учеников с ОВЗ есть возможность участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов. Главным достоинством инклюзивного обучения является умение приспособиться к коллективу и общение со здоровыми детьми, умение адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Придется пройти сложный путь вместе с чадом. Если вы и ваш ребенок решитесь на инклюзивное обучение, нужно быть готовым к насмешкам со стороны недоброжелателей. Дети бывают очень жестоки, но нужно уметь бороться с этой жестокостью. И в этом нет ничего страшного, это детская психология. Жестокость детей к “не таким как все” особенность не только российских детей.Возможно, понадобится помощь школьного психолога. И поверьте, в будущем ребенок скажет вам: «Спасибо».
И в конце хочу привести два примера.
В ВУЗе в одной группе со мной учился мальчик. Школу он окончил на дому. Умный, сообразительный. Друзей у него не было. К жизни в общежитии он был не приспособлен. Не имел элементарных навыков ухода за собой. Не умел общаться с одногруппниками и преподавателями. Не знал как вести себя в обществе. Однажды, во время лекции он обратился к преподавателю на «ты». Я решила, что это была оговорка. Но оказалось, что он просто не умеет общаться. Было видно, что ему трудно без этих навыков. Ко второму курсу парень начал общаться и социализироваться, наверстывать упущенное.
Есть у меня подруга. Она не согласилась на уговоры школы учиться на дому и все 10 лет посещала школу. Она колясочница. Школа абсолютно не приспособлена для инвалидов. И каждый день мама возила ее в школу в любую погоду. На руках носила на второй этаж. Одноклассники помогали, чем могли. Жалеет ли она о том, что училась в школе? Нет! Сейчас подруга легко находит общий язык с новыми людьми и абсолютно самостоятельна.
Выбор, конечно, за вами. Нужно взвесить все «за» и «против» вместе с будущим учеником, и решить, какого будущего вы хотите.