Забота об особенном ребенке

giperopekaМне хорошо знакомы много семей, вырастивших детей–инвалидов. Да и что скрывать – сама была таким ребенком.

К счастью, во многих семьях родители активно занимаются социализацией ребенка и относятся к нему так, будто он полноправный член общества, способный к развитию, самостоятельности. Но есть и такие семьи, где ребенок–инвалид – тяжелое испытание, ребенок воспринимается несчастным, обреченным на вечные страдания.

Одна из главных ошибок, которые совершают родители детей–инвалидов, – гиперопека. Дети и даже подростки практически лишаются самостоятельности, мамы и папы стараются контролировать каждый их шаг. Взрослые люди действуют из благих побуждений: они хотят оградить своих чад от опасностей внешнего мира. Но в конечном счете гиперопека негативно сказывается на развитии личности: дети не приобретают навыков самообслуживания, не учатся принимать решения и нести ответственность за их последствия.

  На самом деле инвалидность – просто часть жизни, эти дети такие же как все. Они могут постоять за себя (имею в виду найти аргументы в защиту своих интересов), могут добиваться поставленных целей, обслуживать себя в быту, справляться с трудностями. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был на все это способен, пожалуйста, не делайте этого за него.

Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) – это стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют. И ключевое слово здесь, конечно, «чрезмерно». Нет нужды говорить о том, что детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда вторая половина этих «условий роста» родителями планомерно игнорируется.

Психологи, изучающие феномен гиперопеки, выявили парадоксальную, но в то же время очень логичную вещь: в основе гиперопеки лежит огромная агрессия, направленная на ребенка, она не осознается родителем и проявляется в том, что ребенка, по сути, лишают собственной жизни.

Известный польский педагог Януш Корчак писал по этому поводу следующее: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить.» Основные признаки родительской гиперопеки:

1. Окружение ребенка постоянным вниманием

2. Стремление уберечь от любой (даже сильно потенциальной) опасности

3. Постоянное стремление держать ребенка «на коротком поводке»

4. Желание, чтобы ребенок делал только так, как ему сказано – без малейшего проявления самостоятельности

5. «Привязка» ребенка к настроению и чувствам родителей

6. Стремление к ликвидации для ребенка возможностей самостоятельных решений проблем

7. Постоянное навязчивое стремление помочь выполнить то или иное задание (а порой даже выполнение этого задания за ребенка).

Если в вашей семье есть такое отношение к ребенку, коррекция гиперопеки должна начаться с предоставления ребенку права самостоятельного выбора. Он должен сам решать, чем ему заниматься и что делать, с кем общаться и какую обувь носить. Если вы думаете, что сможете защитить ребенка от всего на свете, вы мешаете ему приобретать опыт решения проблем. Когда он идет в школу, неумение самостоятельно отстоять свои интересы может оказаться даже опасным. Учась свободно мыслить, ребенок должен видеть пример родителей. Они должны заниматься любимым делом и сами быть счастливы. Это расставляет приоритеты в семье по своим местам, и малыш не будет ни в центре семьи, ни на обочине, а просто займет свое место.

Когда родителям хорошо – хорошо и их детям, они очень чувствительны к настроению взрослых. Гармония в семье позволяет ребенку гармонично развиваться и учиться ценить родительскую любовь. Дети, которые являются центром семьи и страдают от гиперопеки, воспринимают родительскую любовь как должное и не ценят, мало того, они используют её для шантажа. Понимание, что у родителей есть своя жизнь и свои увлечения, правильно расставляет приоритеты. Не лепите из своего малыша кого–то, у него есть собственная программа развития. Если не мешать на начальном этапе, дать шанс самостоятельно выбирать, ошибаться, к моменту взросления, подростковому возрасту, ребенок будет хорошо себя знать и трезво оценивать собственные силы. А это – правильный выбор профессии, правильные жизненные установки. Ваш ребенок сможет быть полностью самостоятельным, жить своей собственной полной и счастливой жизнью.

Людмила Реутова