В редакцию газеты «Так живем» пришло письмо от Бабушкиной Софии Алексеевны, жительницы города Конакова, Тверской области. Эта читательница приводит слова известного режиссёра и телеведущего популярных ток–шоу на Рен–ТV Тиграна Кеосаяна в интервью в газете « Труд–7» за прошлый год. Режиссер, рассуждая о проблемах современного телевиденья, допустил весьма двусмысленное выражение: «А кто в стране вырастет через 10, 20, 30 лет? Убогий даун, который будет думать, кого и где бы убить, в каком подъезде, чтобы на траву или на еду были деньги? Или человек, который знает, что у него сегодня, завтра, послезавтра и через 5 лет будет. Потому что государство создало все условия, чтобы вырос человек (с большой буквы), а не урод».
Читательницу, Софью Алексеевну, очень возмутило то, что Тигран Кеосаян применил слово «даун» как нарицательное к деградирующему народонаселению. А ведь все интервью называлось «Вот бы нам научиться любить…».
Понять негодование женщины можно. Подобные горькие и некорректные высказывания и отдельные слова еще звучат и с экрана телевизора и радио, и со страниц печатных изданий. Могу привести много примеров из своей жизни. В 90–е годы, когда общество едва начало осознавать, что рядом живут люди не только «здоровые духом и телом», про мою знакомую, инвалида, было написано в одной из центральных газет города: «Девушка, опираясь на палочку, тяжело заковыляла к выходу». Тогда мы – все друзья героини статьи, очень возмутились и позвонили в редакцию. Там нам извиняющимся голосом ответили, что корреспондент ни коем образом не хотел обидеть инвалида. Просто так написал и все. Может быть для яркости образа, а может быть из–за своего скудного словарного запаса. В общем — это всего лишь досадный ляпсус. Хочется надеяться, что и Тигран Кеосаян неосознанно употребил слово «даун», не желая оскорбить людей с синдромом Дауна. Здоровым людям обычно даже невдомек, что они задевают чьи–то чувства.
Сейчас общество только учиться жить бок о бок с инвалидами. Это очень трудно, когда многие десятилетия в нашей стране насаждалась идеология, что среди строителей коммунизма не может быть ущербных людей. Вот инвалидов и прятали по квартирам, по домам инвалидов, по специальным интернатам. Школы были тоже специальные. Мне посчастливилось вырваться из этих тисков, и училась я в общеобразовательной средней школе №38. Но за десять лет, кроме меня, в школе не появилось ни одного нового ребенка–инвалида. Неужели в соседних домах не было детей–инвалидов? Да были, конечно!.. Просто их родители не смогли преодолеть прессинг отборочных врачебных комиссий, и пришлось им определять своих чад в рекомендуемые учебные заведения.
Откуда же здоровые члены общества могли научиться общению с инвалидами, если те появлялись среди толпы так редко, что вызывали неподдельное удивление, разевание ртов и тыканье пальцами? До сих пор здоровые люди, воспитанные в тот период, не могут понять, как люди с ограниченными физическими возможностями дружат не только с себе подобными, имеют вес в обществе, заводят семьи. И вообще – пытаются вести активный образ жизни. Мне приходилось сталкиваться с таким мировоззрением очень часто. Сначала захлестывает возмущение и праведное негодование, а потом приходит осознание, что эти люди–то и понятия не имеют – а как может быть по–другому? Вот поэтому инвалидам не стоит так уж резко принимать позу «обиженной добродетели». Надо терпеливо объяснять и разъяснять – что мы хотим, и как нам надо. А кто еще может подсказать здоровым? Когда–то была выпущена тоненькая брошюрка под названием «Инвалиды: язык и этика» издательства РООИ «Перспектива», Москва,2000 г. Подобную литературу раздавали на семинарах по реабилитации инвалидов. Книжка–то хорошая, нужная. Но кто её читал? Думаю, только сами инвалиды. Кстати, в этой брошюрке приводились 10 общих правил этикета при общении с инвалидами, эти правила используются работниками общественных служб США.
Конечно, я не хочу сказать, что люди с ограниченными физическими возможностями должны молча сносить произвол чиновников и нетактичные выпады в свою сторону простых граждан. Отнюдь нет! Отрадно видеть, когда инвалиды за неправомерные действия по отношению к себе добиваются в судах положительных решений. Однако инвалидам все же нужно еще учиться жить вместе со здоровыми людьми. А собственных комплексов у нас, ой, как много!..
Все начинается с малого. Почему некоторые люди с ограниченными физическими возможностями не любят и обижаются на слово «инвалид»? А это тоже оттуда, из нашего советского прошлого, когда под этим словом представлялся стереотип человека убогого, умственно слабо развитого иждивенца. Но разве мы сейчас такие? Нет. А само слово в себе ничего подобного не несет. В 19 веке «инвалид» означало – «заслуженный воин, получающий пенсию от государства». Что здесь обидного? Чем слово «инвалид» хуже выражения «человек с ограниченными физическими возможностями»? Уже тысячу раз доказано, что и умственные, и физические возможности инвалида могут быть безграничны.
И не нужно шарахаться от предложенной здоровым человеком помощи. Инвалид можете считать себя самостоятельным и независимым от окружающих, но если нам нужны пандусы, перила, подъемники в транспорт, значит, мы еще очень и очень нуждаемся в поддержке социума здоровых людей. И потом, что плохого, если отдельные граждане искренне хотят помочь? Не отвергайте их душевный порыв, дайте сделать добро. С вас не убудет, а человеку станет тепло на сердце. И в следующий раз он поможет кому–то другому, более нуждающемуся, чем вы.
Международная конвенция о правах инвалидов недвусмысленно утверждает, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а, то состояние общества, которое создает барьеры для реализации прав и свобод людей с нарушением здоровья. Необходимо разрушить, снести эти барьеры. А барьеры эти, прежде всего, в головах и здоровых людей, и инвалидов.
И под конец маленькая информация к размышлению. Буквально на днях одна моя знакомая, инвалид первой группы – передвигается на костылях, захотела пойти в драматический театр. Заказала заранее билеты, и так получилось, что их надо было забрать из кассы за несколько часов до начала спектакля. Моя знакомая приехала за ними и, чтобы не возвращаться домой, а живет она на другом конце города, решила перекантоваться около театра. А погода была дождливая, ветреная, и женщина зашла в ближайшее кафе. Заказала чай, бутерброды, перекусила и стала дожидаться нужного часа. Спустя некоторое время к столику подошла официантка и спросила мою знакомую – не ждет ли она кого–то? Женщина объяснила причину своего праздного сидения. На что официантка не двусмысленно дала понять, что посетительнице лучше покинуть помещение кафе. Она мотивировала это какими–то смутными правилами, ужасным характером директора и т.д. и т.п. Кафе было пустое, если не считать двух беседующих молодых людей в одном его конце, и мужчину, читающего газету, в противоположном. Почему официантка выбрала инвалида – не понятно. Моя подруга не стала это выяснят и поднимать шума. Тяжело оперлась на костыли и вышла на промозглую от дождя и ветра осеннюю улицу.
Никакие правила, инструкции и законодательные акты не сделают холодное и безразличное сердце – горячим, отзывчивым, а черствую душу – мягкой и доброй. Все зависит только от нас – людей.